Современные автомобили оснащены гидроусилителем руля. Благодаря этому агрегату существенно упрощается процесс управления транспортным средством. Одним из главных элементов этого устройства является насос, предназначенный для покачивания рабочей жидкости по системе. Во время эксплуатации насос выдерживает большие нагрузки. Именно по этой причине его приходится периодически ремонтировать.
Однажды во время движения я обнаружил, что усилие на руле возросло. Данная проблема наблюдалась на холостом ходу и маленьких оборотах. Предположив, что причина в неисправности системы ГРУ, решил ее проверить. Во время визуального осмотра заметил следы протекания рабочей жидкости. Сомнений в необходимости ремонта после этого рассеялись.
Особенности конструкции и назначение
Гидроусилитель в автомобиле предназначен не только для упрощения процесса управления при выполнении маневров на дороге. Также данный агрегат смягчает удары, возникающие во время движения по неровностям дорожного покрытия. Таким образом, гидроусилитель руля снижает риски возникновения аварийной ситуации при разрыве шин.
Гидроусилитель руля представляет собой закрытую систему. Она состоит из следующих элементов:
- бачок с рабочей жидкостью;
- регулятор давления;
- рабочий цилиндр;
- насос;
- управляющий золотник.
Среди этих элементов главным является насос. Именно с его помощью рабочая жидкость попадает в систему и перемещается по трубопроводам под большим давлением. Сегодня в автомобилях используются два типа насосов ГРУ:
- пластинчатые;
- шиберные.
Эти устройства отличаются довольно высокими показателями КПД и износостойкости. Однако из-за высоких нагрузок, возникающих во время эксплуатации, существуют большие риски поломки подшипника. Если это происходит, то насосу необходим ремонт.
Основные неисправности насоса и причины их появления
Наиболее долговечной конструкцией обладают пластинчатые насосы. Однако и эти устройства могут выйти из строя, особенно в ситуациях, когда нарушены плавила эксплуатации агрегата.
Наиболее распространенными причинами поломки этого устройства являются:
- утечка рабочей жидкости, что приводит к падению давления в системе;
- попадание в систему посторонних веществ;
- длительное время не проводилась замена рабочей жидкости;
- перегрев насоса.
Признаки выхода насоса из строя сможет определить даже начинающий водитель. Сделать это можно по следующим признакам:
- Во время работы силовой установки на малых оборотах на руле возникает большее усилие при повороте в сравнении с движением в штатном режиме. Если увеличить обороты, то проблема исчезает.
- Во время вращения рулевого вала слышен посторонний шум.
- При визуальном осмотре обнаружены следы протекания рабочей жидкости.
- Слышен свист подшипника. Если снять ремень и прокрутить вал насоса, то можно заметить наличие люфта.
Если автовладелец обнаружил хотя бы один из этих признаков, то ему следует провести осмотр системы гидроусилителя руля с целью выявления точной причины неисправности.
Разборка насоса ГУР
При необходимости практически любой водитель сможет самостоятельно заменить насос гидроусилителя руля либо выполнить ремонт агрегата. В последнем случае потребуется приобрести ремкомплект, который продается в любом магазине автомобильных запчастей.
Однако сначала следует убедиться, что в баке присутствует достаточное количество рабочей жидкости и ее марка входит в список разрешенных к использованию производителем авто.
Нередко проблемы с работой ГРУ возникают из-за наличия в системе воздуха. Таким образом, рекомендую сначала прокачать систему, чтобы удалить пробки. Если используемая рабочая жидкость оказалась не качественной, то ее необходимо заменить. В ситуации, когда все описанные выше мероприятия не позволили устранить проблему, следует провести ремонт насоса.
Для решения поставленной задачи потребуется набор определенных инструментов и материалов:
- головки на 24 и 14;
- гаечный ключ на 12;
- съемник стопорных колец;
- ремкомплект для насоса;
- подшипник 6202, внешний диаметр которого равен 32 мм;
- шприц для удаления масла, а также пустая емкость.
Алгоритм проведения ремонтных работ следующий:
- Сначала отпустил осевой болт, с помощью которого насос соединяется со скобой. Открутив стопорную гайку, расположенную на натяжителе, снимаю ремень.
- С помощью шприца удалил рабочую жидкость из бака. Чтобы масло вышло из системы, достаточно покрутить руль влево-вправо.
- Затем ослабил хомут, удерживающий шланг на расширительном баке, и снял трубопровод.
- Чтобы снять шланг высокого давления, открутил болт.
- Вытянув осевой болтик, соединяющий насос со скобой, вставил вместо него металлический прут советующего диаметра. Для решения этой задачи можно использовать отвертку. В результате шкив был застопорен. После всех этих манипуляций осталось снять гайку, удерживающую шкив насосного агрегата.
- Сняв насос, очистил его корпус от загрязнений.
- Используя съемник, удалил стопорное кольцо с подшипника.
- Чтобы снять заднюю крышку, нужно открутить соответствующие болты. Затем поддев ее отверткой, снимают деталь. При этом важно следить, чтобы лопасти, установленные на роторе, оставались на своем месте.
- Затем их нужно аккуратно снять. Чтобы в процессе сборки не перепутать детали, нумерую их. Напомню, что во время установки в корпус, закругленная часть лопастей должна быть направлена наружу.
- Затем остается снять крышку и все детали, расположенные под ней.
- Аккуратно выбил валик, чтобы не повредить его поверхность.
- Вышедший из строя подшипник впрессовывается с вала и заменяется новым.
Перед сборкой агрегата проверил все детали на наличие дефектов. После визуального осмотра очистил их поверхности от загрязнений.
Мой приятель, работающий в автосервисе, однажды сказал, что с помощью простой чистки можно несколько уменьшить зазор и продлить срок службы насоса.
Последним шагом стала сборка агрегата. Проводилась она в обратной последовательности.
Ремонт насоса ГРУ оказался не сложным процессом. Уверен, что любой автолюбитель, хотя бы раз, державший в руках инструменты, сможет его провести самостоятельно.