ШРУС или шарнир равных угловых скоростей подвержен износу, как и любой другой элемент конструкции авто. При этом симптомы его повреждения достаточно легко определить.
Однако не каждый автолюбитель способен отличить признаки поломки внешних шарниров от внутренних.
Мне пришлось столкнуться с этой проблемой, и я постараюсь рассказать обо всем максимально подробно.
Назначение и принцип работы механизма
В автомобиле установлено два типа ШРУС:
- Внутренние. Установлены в КПП и предназначены для передачи вращения на полуось.
- Внешние. Расположены на ступице. С их помощью крутящий момент передается непосредственно на колеса.
Некоторые автолюбители считают, что эти устройства выходят из строя примерно с одинаковой скоростью. Однако это не совсем так. Внутренние шарниры отличаются более высоким сроком эксплуатации, а внешние выходят из строя чаще.
Эти механизмы предназначены для передачи вращения между валами, расположенными относительно друг друга под углом. Без ШРУС импульс движения невозможно передать на колеса без потери импульса. Благодаря созданию этих узлов авто стали более управляемыми, а также увеличилась их подвижность. Шарниры позволяют решить сразу несколько проблем:
- устраняют избыточную вибрацию;
- синхронизируют вращение колес;
- уменьшают нагрузку на ведущий вал во время движения авто.
Принцип работы устройства довольно прост. Крутящий момент передается с ведомого вала на сепаратор посредством шлицевого соединения. В сепараторе расположены шарики, с помощью которых импульс передается на корпус механизма. После этого крутящий момент поступает на ступицу колеса.
Замечу, что ступица может отклоняться от основной оси вала. Это наблюдается, например, во время поворота. Подобное явление возможно благодаря тому, что шарики по канавкам перекатываются, занимая новое положение, продолжая при том передавать крутящий момент.
Почему хрустит ШРУС?
Чтобы во время работы ШРУСа посторонние шумы не появлялись, поверхности этого механизма должны быть в хорошем состоянии. Среди наиболее распространенных причин появления хруста стоит отметить:
- Поврежден пыльник. Если этот элемент конструкции порвался, то в механизм начинает попадать грязь и песок. Вполне очевидно, что в такой ситуации устройство быстро изнашивается, так как абразивные частицы оказались в рабочей зоне.
- Высыхание смазки. Если механизм не смазывается, а работает «на сухую», то он быстро выйдет из строя по описанным выше причинам.
- Быстрый старт с места. Если автовладелец любит резко ускоряться после остановки, например, со светофора и поворачивает, то ШРУС подвергается повышенным нагрузкам. Если рулевое колесо выкручивается, то несколько шариков упираются в край сепаратора. В результате большая часть нагрузки приходиться лишь на два шарика, и они быстрее изнашиваются.
- Ремонт пыльника был проведен не качественно. Во время замены этого элемента конструкции можно забыть почистить механизм и заменить в нем смазку.
Как понять какой ШРУС хрустит?
Некоторые автовладельцы не могут сразу понять, какой шарнир начал издавать посторонние звуки. Внешние и внутренние ШРУСы отличаются только размерами, а их конструкция полностью аналогична. Чтобы определить, какой из них начал хрустеть, можно использовать один из двух способов:
- Пока автомобиль остановлен, следует поочередно подергать ось каждого шарнира.. Тот, который начал стучать и вышел из строя или близок к этому.
- На движущемся авто начните выполнять различные маневры и прислушайтесь к издаваемым звукам.
Я рекомендую сначала проверять внешние ШРУСы, так как они чаще выходят из строя.
Для этого при движении на ровной площадке поворачивайте руль в разные стороны. Если посторонний звук появился при правом повороте, то заменить придется правый шарнир и наоборот. Для определения поломки внутренних ШРУС автомобиль должен двигаться прямо. Однако выбирать следует неровную площадку, чтобы колесо могло опуститься максимально низко. Наехав поочередно на яму разными колесами, можно понять, какой шарнир требует замены.
Последствия хруста в ШРУС
Если проблемы возникли с наружными шарнирами, то результатом несвоевременного ремонта может оказаться разбитый подшипник ступицы. Внутренний ШРУС может развалиться и в этом случае придется вызывать эвакуатор. Наиболее серьезные последствия поломки шарнира возможны во время движения машины. Именно поэтому рекомендуют внимательно следить за состоянием этих механизмов.
Несколько раз на профильных форумах доводилось видеть сообщения, что шарниры хрустят только на морозе. Исходя из собственного, опыта могу сказать, что дело здесь не в температуре. Если посторонние звуки появляются только в холодную погоду, то причина происходящего может заключаться в замерзании смазки. Если ШРУС поврежден, то хруст будет слышен в любую погоду.
Хрустит ШРУС при повороте можно ли ездить?
На этот вопрос сложно дать точный ответ. Шарнир может начать хрустеть уже при сравнительно небольшом износе. В этом случае он сможет прослужить еще некоторое время. Однако я рекомендую обратить на этот факт внимание и проверить состояние ШРУС.
В противном случае возможны самые серьезные последствия, например, конструкцию заклинит. Если в этот момент авто двигается с высокой скоростью, то водитель подвергнется смертельной опасности. Это не самый дорогой элемент конструкции авто и лучше его заменить, чем рисковать собственной жизнью.