Периодически при эксплуатации автомобиля могут возникнуть неисправности в гидроусилителе руля в виде образования масляной пены в накопительном бачке, что отрицательно влияет на механизмы рулевого управления и требует немедленного устранения. Важно вовремя разобраться, почему пенится масло в гидроусилителе руля и оперативно устранить причину. Тогда ГУР прослужит еще ни одну сотню тысяч километров дорог.
Устройство и принцип действия гидроусилителя руля
Гидроусилитель рулевого управления – это специальное устройство, предназначенное для снижения усилия прилагаемого для вращения руля водителем при управлении автомобилем.
Принцип действия гидроусилителя руля заключается в активации работы механизмов регулирующих подачу жидкости в левую или правую часть гидроцилиндра с воздействием на распределитель и далее через детали на колеса автомобиля. За счет создания разного давления в правой или левой части системы происходит поворот колес. При прекращении поворота руля давление выравнивается, и руль возвращается в нейтральное положение.
При эксплуатации автомобиля необходимо соблюдать определенные правила для нормальной работы ГУРа:
- контролировать постоянно уровень рабочей жидкости в гидроусилителе руля, проверяя уровень жидкости в накопительном бачке, который должен находиться между отметками «min» и «max», а при снижении уровня необходимо найти причину утечки жидкости из системы;
- жидкость, находящаяся в гидроусилителе должна соответствовать жидкости предназначенной для пополнения уровня в процессе эксплуатации;
- использовать только качественную жидкость соответствующую требуемым стандартам;
- постоянно контролировать уровень натяжения приводного ремня;
- не допускать перегрева рабочей жидкости используемой в гидроусилителе;
- постоянно производить замену жидкости в системе согласно требованиям регламента.
Причины образования пены в гидроусилителе руля
Образование пены возможно по 3 основным причинам:
- При попадание воздуха в систему.
- При попадании посторонней жидкости в систему.
- При образовании примесей в рабочей жидкости.
Воздух в рабочую жидкость может попасть из-за неисправности элементов системы:
- соединительных шлангов, на которых образовались трещины с нарушением их герметичности;
- патрубков, на которых появляются сквозные трещины;
- системы гидроусилителя руля (отсутствия крышки на бачке).
Воздействие воздуха на работу гидроуселителя значительно снижает управляемость автомобилем, образуя воздушные пробки, которые затрудняют поворот руля и требуют приложения значительного усилия. Также возможна непроизвольная блокировка рулевой рейки, что может привести к созданию аварийной ситуации при движении автомобиля по трассе.
При длительной эксплуатации системы может произойти попадание другой жидкости с образованием химического вещества выделяющего пену, которое ухудшает работу гидроусилителя с возможной блокировкой работы механизмов.
Особо стоит обратить внимание на марку используемого масла заливаемого в систему, чтобы избежать образования примесей. В механизмах ГУР для изготовления различных деталей используются материалы, имеющие особые свойства (металлы, пластмасса, резина и т.д.), который при соприкосновении меду собой и маслом могут образовывать примеси. В процессе эксплуатации ухудшаются свойства масла, снижаются смазывающая способность, что приводит к увеличению трения между деталями.
В ГУРе также много деталей совершающих вращательное движение, что приводит к образованию тепла, которое должно отводиться. Функцию отвода тепла выполняет масло, чем оно чище и содержит меньше посторонних примесей, тем лучше соблюдается температурный режим.
Масло также выполняет антикоррозийную функцию, предотвращая разрушение деталей и образования осадка загрязняющего масло.
Попадание посторонних примесей в систему возможно:
- при разрыве соединительного шланга;
- при засорении фильтра;
- образования пробок в колесных штуцерах.
Диагностика и выявление причин образования пены
Для определения причин образования пены необходимо:
- Провести диагностику системы с проведением тщательного осмотра всех соединительных шлангов и патрубков с выявлением сквозных трещин и разрывов.
- Запустить двигатель и провести осмотр соединительных шлангов, патрубков на наличие образования пузырьков воздуха при вращении руля из правого положение в левое и обратно.
Устранение неисправностей
Для удаления воздуха из системы можно воспользоваться 2 способами:
- Запускаем двигатель и даем поработать на холостых оборотах 5-7 мин. Поворачиваем рулевое колесо в крайнее левое положение до упора, выжидаем 15 секунд и осуществляем повтор операции с поворотом рулевого колеса в крайнее правое положение. Необходимо повторить эту процедуру 4-5 раз для выдавливания воздуха из рабочей жидкости.
- Для удаления воздуха из системы 2-м способом необходимо отсоединить подводящий шланг к бачку и опустить его в емкость для сбора жидкости. С помощью плотной пробки закрыть отверстие в бачке (где подсоединялся шланг). Запускаем двигатель и поворачиваем рулевое в крайнее левое или правое положение, осуществляем эту операцию несколько раз. Жидкость, поступающую в емкость для сбора, переливаем обратно в бачок. Подобную операцию необходимо осуществить несколько раз до исчезновения пузырьков воздуха в рабочей жидкости.
Для полной фильтрации жидкости проводим замену фильтра:
Для этого открываем пробку накопительного бачка;
- используя шприц, удаляем жидкость;
- отсоединяем фильтр и проводим установку нового фильтрующего элемента.
Проводим очистку штуцеров:
- используя домкрат, снимаем колеса;
- поочередно удаляем защитные колпачки со штуцеров;
- подсоединяем шланг поочередно к штуцерам и сливаем жидкость;
- для поддержания необходимого уровня жидкости в бачке периодически доливаем рабочую жидкость;
- проводим прокачку системы поворачиванием рулевого колеса из крайнего левого положения в крайнее правое.
Для поддержания в рабочем состоянии гидроусилителя руля необходимо периодически осматривать все элементы системы и при необходимости производить замену соединительных шлангов, патрубков и фильтра. Периодически проводить очистку штуцера колес и замену рабочей жидкости. Если при проведении всего комплекса ремонтных работ положительного результата не достигнуто, то необходимо обратиться в автосервис для диагностики неисправности и проведения срочного ремонта.