» Системы автомобиля » Рулевое управление » Как снять рулевой вал – первые признаки неисправности

Как снять рулевой вал – первые признаки неисправности

От работы рулевого механизма зависит безопасность автовладельца и окружающих людей. Не существует идеальных механизмов и износу подвержены все детали автомобиля. Мне пришлось столкнуться с неисправностями рулевой рейки, которые я устранил самостоятельно.

Устройство и принцип работы рулевой рейки

Рулевая рейка представляет собой механизм, задачей которого является поворот передних колес, с которыми он соединен посредством тяг. Как и все другие устройства авто, она во время эксплуатации постепенно изнашивается. В результате управлять автомобилем становится все сложнее. Так как от работы рулевой рейки зависит безопасность на дорогах, то при малейших признаках появления поломки этого агрегата, необходимо в короткие сроки приступить к их устранению.

Деталь состоит из корпуса цилиндрической формы, заполненного жидким смазочным материалом.

В нем установлено несколько элементов:

  • зубчатая рейка, перемещающаяся внутри втулок;
  • ведущий (основной) вал, вращающийся на двух подшипниках. На нем установлена косозубая шестерня. Ведущий вал соединен с рулевой колонкой;
  • две тяги. Эти элементы механизма соединены с реечным механизмом и поворотным кулачком ступиц;
  • пыльники. Это изделия из резины, имеющие форму круглых «гармошек». Основной задачей пыльников является защита картера от загрязнений.

Таково устройство электромеханической рулевой рейки, входящей в состав электрического усилителя руля. Если на автомобиле установлен гидроусилитель (ГУР), то конструкция агрегат содержит дополнительно цилиндры и поршни, которые перемещают зубчатую рейку.

Принцип работы агрегата весьма прост. Во время поворота руля, ведущий вал с помощью шестерни перемещает рейку в нужном направлении. Концы этой детали соединены с тягами, которые и осуществляют поворот передних колес. Усилитель руля любого типа реагирует на поворот рулевого колеса, смещая реечный механизм в нужном направлении, снимая тем самым с водителя большую часть нагрузки.

Признаки неисправности в работе механизма

В легковых авто наиболее широкое применение нашла система гидравлического усилителя руля. По этой причине признаки неисправности механизма следует рассматривать с учетом гидравлических элементов:

  • насосной установки;
  • трубопроводами;
  • распределительным клапаном.

Проблемы с работой реечной передачи могут носить скрытый и явный характер. В первом случае выявить их будет сложнее. Даже на СТО не все специалисты могут сразу четко сформулировать причину возникновения проблемы. Явные дефекты способен обнаружить любой автолюбитель после визуального осмотра механизма.

Наиболее распространенными симптомами неисправности являются:

  1. Во время движения машины по неровной дороге слышен стук. Лучше всего он различим во время поворота. Источник постороннего звука располагается примерно посередине, в том месте, где смонтирована зубчатая планка.
  2. При движении по насыпному дорожному покрытию либо ухабам, вибрация передается на рулевое колесо и отчетливо ощущается.
  3. Когда машина прошла поворот, рулевое колесо возвращается в исходное положение с некоторым усилием. Быстрый поворот руля будет затруднен.
  4. Увеличен свободный ход рулевого колеса и авто во время движения начинает «рыскать» при прямолинейном движении. В результате водителю приходится постоянно корректировать траекторию движения.
  5. Механизм поворота заклинило или рулевое колесо поворачивается самопроизвольно без изменения траектории движения. Эти поломки носят критический характер.

Также хочу обратить ваше внимание на тот факт, что источник стука расположен по центру и вам кажется, что звук исходит с двух сторон одновременно. Также к внешним признакам следует отнести следы масла на кожухе механизма. Если вы в короткие сроки не замените уплотнение, то уровень масла в картере начнет быстро падать. Результатом этого станет необходимость замены дорогостоящего агрегата.

Ремонт вала рулевой рейки своими руками

Сейчас я рассажу, как устранял проблему на своем авто. Сначала я посетил магазин автозапчастей и приобрел там ремкоплект. В его состав входят следующие элементы:

  • зубчатая планка;
  • шестерня;
  • игольчатый подшипник;
  • опорная втулка;
  • стяжки;
  • кожух пыльника и т.д.

Однако встречаются и не полные комплекты, в которых нет первых двух деталей. Затем пришлось приподнять переднюю часть машины домкратами и установить противооткаты. Затем поставил колеса прямо и освободил доступ к механизму. Рядом с педалями находится болт шлицевого соединения, который следует открутить. Также нужно снять гайки с рулевых тяг.

После этих манипуляций можно снять узел с авто. Алгоритм его разборки имеет следующий вид:

  1. Демонтируются пыльники, упоры и колпачки.
  2. Открутив резьбовые пробки, вынимаю пружинки, кольца и втулки. Рекомендуют осмотреть эти детали на предмет наличия дефектов и при необходимости заменить. У меня таких проблем не возникло.
  3. Проверил подшипник на предмет наличия люфта.
  4. Провел визуальный осмотр приводной шестеренки.
  5. Извлекаю зубчатую планку и меняю резинки и втулки. Все эти детали входят в состав ремкомплекта.
  6. Сложнее всего снять игольчатый подшипник. Специального ключа у меня не оказалось, пришлось использовать дрель и сверло на 1,5 мм. С их помощью сначала я ослабил торец подшипника, а затем аккуратно его сбил.

На этом ремонт механизма завершен. Остается лишь смазать все его детали и провести сборку в обратной последовательности. Если вы заметили первые симптомы поломки рулевой рейки, то не стоит тянуть с ремонтом. От этого зависит не только ваша безопасность, но и окружающих людей.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Subscribe
Уведомлять о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x