» Системы автомобиля » Шины и диски » TPMS система датчиков контроля давления в шинах

TPMS система датчиков контроля давления в шинах

При разработке и дальнейшем серийном выпуске новых моделей транспортных средств, главным критерием для производителя является их безопасная эксплуатация. Таким образом, была спроектирована и внедрена высокотехнологическая система контроля давления в шинах TPMS (Tires Pressure Monitoring System).

Назначение которой заключается в предотвращении опасных, аварийных моментов, путем информирования водителя об отклонении давления воздуха в покрышках. На последних версиях современной автомобильной техники подобная система включена в базовую комплектацию. Однако контролем давления воздуха в шинах при желании можно оснастить и более поздние версии транспортных средств.

Как работает система контроля давления в шинах

Среди особенностей TPMS можно выделить принципы контроля давления в покрышках. Их существует два вида:

  1. Косвенный – заключается в дистанционном измерении давления внутри колеса. Известно, что спущенная шина меньше в диаметре, следовательно, один ее оборот будет больше, нежели у накачанной. Система определяет пройденное автомобилем расстояние за полный оборот колеса, и после анализа этих данных передает водителю соответствующую информацию о давлении.
  2. Прямой – суть его в том, что колеса машины дополняются датчиками, которые считывают показания о перемене давления внутри шин и передают их для обработки на ЭБУ (электронный блок управления).

Казалось бы, второй метод наиболее современный, простой и практичный, но распространен косвенный тип измерения, поскольку он включен в конструкцию другой системы активной безопасности – ABS, где представлен установленными на каждое колесо датчиками частоты их вращения. Получается, что ЭБУ получает информацию о пройденном каждым колесом расстоянии и сравнивает ее с заложенной в нем. При разнице показаний моментально информирует водителя соответствующим сигналом (загоранием индикатора на панели приборов или звуком).

Плюсом именно этого типа системы является ее адаптация (возможность самостоятельной настройки) в соответствии с сервисными параметрами, установленной на автомобиле резины, например, при сезонной смене покрышек. Помимо этого, на транспортное средство не нужно устанавливать дополнительные элементы и датчики, а это значительно удешевляет косвенную систему контроля давления в шинах.

Естественно, подобный тип контроля давления имеет и свои минусы. В частности, это отсутствие возможности сравнения частоты вращения каждого из колес, поскольку машина не всегда движется прямолинейно. Как известно, при вхождении в поворот скорости внешнего и внутреннего колес значительно отличаются. А принцип работы косвенного типа TPMS основывается на том, что скорости каждого из диагональных колес суммируются с вычетом разницы и последующим делением получившегося результата на среднюю скорость каждой покрышки.

Это говорит о том, что система лишь предупреждает водителя об изменении давления в шинах, при этом, она не указывает, какое из колес нуждается в подкачке. Чтобы это определить, придется покинуть машину и провести визуальный осмотр покрышек с последующим контролем давления при помощи манометра.

Резюмируем информацию о косвенном методе измерения в следующих пунктах:

  • система не может определить пробитую покрышку;
  • если давление во всех шин снизится одновременно, это также останется незамеченным TPMS с косвенным методом управления, поскольку подобные данные невозможно определить даже для расположенных на одной оси колес;
  • точность показаний будет зависеть от загруженности транспортного средства, износа покрышек и величины их пробуксовки;
  • если машина стоит на месте, то система не может оповестить водителя о смене давления внутри шин;
  • индикация о снижении давления возможна лишь в том случае, если колесо спущено на 20-30%;
  • длительная самостоятельная настройка системы и частая потребность в этом.

Косвенный контроль давления в шинах не определяет их состояния, а лишь указывает на то, что покрышки нуждаются в проверке.

Комбинированный и прямой методы контроля давления

В связи с неточностью косвенного типа измерения давления в покрышках, большинство крупных автопроизводителей на своем модельном ряде совместно с этим методом применяют еще и прямой. При таких конструкционных изменениях системы контроля давления в колесах на точность показаний влияет не только величина воздушного давления, но и характеристики покрышек (частота вращения). Последний показатель определяется при помощи установленного на диске колеса датчика скорости. В совокупности с сигналом с датчика давления получается наиболее точная картина о динамике его изменения в каждой из покрышек легкового автомобиля.

Если рассматривать прямой метод мониторинга давления отдельно, можно заметить, что он функционирует несколько иначе. На автомобильной технике в его конструкцию помимо специальных датчиков, собирающих информацию о накачке каждого колеса, включены еще и система электронного управления с приемными устройствами и ЖК-монитор в салоне (его роль может выполнять дисплей бортового компьютера), на который поступает вся информация о состоянии колес. Наличие этих элементов позволяет максимально точно выявить спущенную покрышку и проинформировать об этом водителя.

Другим преимуществом метода является мгновенное фиксирование полного, либо незначительного падения давления. Помимо этого предусмотрена адаптация (настройка параметров системы при замене резины либо перемене стиля управления и местности по которой двигается транспортное средство).

Факторы, влияющие на точность работы TPMS

В не зависимости от типа измерения давления, каждая из TPMS настраивается производителем под определенный размер резины. При отклонении от этого условия, система контроля давления в шинах будет работать некорректно, соответственно, выдавать неправдивую информацию об уровне накачки колес. Поэтому необходимо оснащать транспортное средство колесами одного размера, модель и состав резины не должны отличаться. При игнорировании этого фактора, каждой из шин будут присущи исключительно ее характеристики, и баланс в работе системы TPMS будет нарушен. По этой причине (установка разных моделей покрышек) большинство автовладельцев грешат на работу этого узла.

Косвенный тип измерения давления авторезины может работать некорректно еще и по причине разницы сцепления покрышек с покрытием дороги, либо при установке «запаски», параметры которой будут значительно отличаться от хранящихся в памяти системы характеристик используемых шин. Помимо этого, большинство владельцев внедорожников, которые любят зимой погонять по пересеченной местности, устанавливают на колеса цепи для предотвращения скольжения. Такая полезная модернизация также влияет на точность сбора информации системой.

Зачастую TPMS срабатывает и при возрастании давления в покрышке (например, при наезде на препятствие), при этом индикатор продолжает светиться некоторое время, вводя в заблуждение водителя. В этом случае без визуального осмотра состоянии колес не обойтись. Однако после преодоления определенной дистанции (обычно это 25-35 км), датчики начинают работать стабильно, и индикация, оповещающая о наличии проблем, пропадает.

Однако можно отключить систему контроля давления в шинах. Для этого достаточно вынуть предохранитель, главное убедиться, что бы он больше не отвечал за другие системы грузового или легкового автомобиля.

Заметим, что индикатор может сработать сразу же при запуске мотора. При этом не стоит сразу же впадать в панику, поскольку для нормализации работы узла контроля давления следует проехать несколько километров. Если же владельцем транспортного средства соблюдены все условия для корректной работы системы, и при этом постоянно срабатывает оповещение о неисправности, скорее всего, неисправен один из элементов TPMS, либо необходима ее точная настройка. Разобраться с проблемой помогут специалисты СТО.

Что имеем в итоге?

Нельзя считать TPMS абсолютно бесполезной системой в конструкции современных транспортных средств, поскольку ее работа направлена на поддержание безопасности движения, экономичность автомобиля и продление эксплуатационного ресурса шин. Тем не менее, ложные ее срабатывания выводят из себя даже самых уравновешенных автовладельцев, заставляя постоянно подкачивать колеса и проверять давление внутри них механическим способом.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

  Subscribe  
Уведомлять о

Adblock detector