Механическая коробка передач (сокращенно МКПП) является одной из самых распространенных видов трансмиссии. К ее преимуществам можно отнести надежность, долговечность, невысокую стоимость.
История создания.
Изобретение механической коробки передач можно приписать Карлу Бенцу, но его первый вариант был похож на тот, который сейчас используется в велосипедах. Изначально на ось устанавливались два шкива разного диаметра, а привод был ременный. Однако ремень часто проскальзывал и достаточно быстро стирался, поэтому шкивы были заменены шестернями, а ремень цепью.
Однако механическую коробку передач именно в современном виде изобрели в конце 19-ого века Луи Панар и Эмиль Левассор. Они применили набор шестерней с разними диаметрами для движения вперед и одну для заднего хода.
Принцип работы.
Почему же мы можем двигаться на одном и том же количестве оборотов двигателя, но при этом скорость будет разная? Все заключается в передаточных числах каждой передачи. Благодаря различному диаметру и разным количеством зубьев на каждой шестерне, ведомый вал может вращаться как быстрее, так и медленнее ведущего. При смене передачи меняются и взаимодействующие шестерни каждого вала и изменяется отношение скорости вращения валов. Механические каробки делятся на двухвальные и трехвальные. Двухвальные устанавливаются на переднеприводные автомобили, а трехвальные могут устанавливаться как на заднеприводные, так и на переднеприводные.
Устройство двухвальной коробки передач.
В двухвальной механической коробке передач имеется два вала (ведущий и ведомый) они располагаются параллельно и каждой передаче назначается пара шестерней. Передаточные числа каждой пары рассчитаны таким образом, чтобы каждая последующая передача вращала ведомый вал с большей скоростью. У двухвальной коробки передач отсутствует прямая передача. Шестерня главной передачи жестко крепится на ведомом валу, между остальными шестернями находятся синхронизаторы.
https://upor-kapota.ru/product-category/gazovye-upory-kapota-chevrolete/
Устройство трехвальной коробки передач.
Трехвальная коробка передач состоит из первичного, вторичного и промежуточного валов, на которых размещены шестерни с синхронизаторами. Ведущий и ведомый валы расположены на одной оси, но вращаются свободно друг от друга, однако имеется прямая передача, которая блокирует соединение между валами, и они вращаются с одинаковой скоростью.
Ведущий вал связан со сцеплением и передает момент через пару шестерен на промежуточный вал, а промежуточный вал в свою очередь взаимодействует другой парой с ведомым валом.
Между шестернями валов соседних передач устанавливаются синхронизаторы, которые выравнивают угловые скорости шестерней и позволяют переключать передачи без перегазовки.